• +7 (473) 252-09-29
Воронеж, 3 Интернационала ул, 9А

Всероссийская информационная кампания

Приложение № 1

к письму департамента образования,

науки и молодежной политики Воронежской области

от 30.12.2013 г. № 80-01-09/8713

 

О Всероссийской информационной кампании

В связи с вступлением в силу Федерального Закона от 29.12.2010 №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» с 1 июня 2013 года запущена Всероссийская информационная кампания Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка против насилия и жестокости в СМИ.

Всероссийская кампания предусматривает комплекс информационных, просветительских и организационных мер и не будет носить принудительного, административного характера. Её цель - обеспечение защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, в том числе от пропаганды насилия, жестокости, порнографии, педофилии и других социальных девиаций в СМИ, Интернете и других средствах массовой коммуникации.

Кампания ориентирована на создание и эффективное использование механизмов саморегулирования и общественного контроля, объединение усилий государства, профессионального журналистского и медиа-сообщества, институтов гражданского общества, уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации в деле обеспечения информационной безопасности детей.

Цели Кампании:

1) Обеспечение информационной безопасности детей и семей с несовершеннолетними детьми, снижение и минимизация рисков, связанных с причинением информацией вреда здоровью и развитию ребенка СМИ и иными средствами массовой коммуникации, в том числе при доступе к информациионо-телекоммуникационным сетям и мобильной (сотовой) связи;

2)Совершенствование информационной политики Российской Федерации и правоприменительной практики в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию;

3) Обеспечение беспрепятственного доступа детей к информационной продукции, соответствующей по тематике, содержанию и художественному оформлению потребностям их воспитания и полноценного физического, психического, духовного и нравственного развития.

Задачи Кампании:

1) Привлечение общественного внимания к проблеме обеспечения информационной безопасности детей;

2) Повышение уровня осведомленности населения (несовершеннолетних детей, их родителей, педагогов, воспитателей, профессионального журналистского сообщества и интернет-сообщества) о характере и видах современных информационных угроз, представляющих опасность для здоровья и развития детей, вреде, причиняемом современными средствами массовой коммуникации здоровью и развитию детей, и существующих правовых, организационных и программно-технических способах его предупреждения;

3) Объединение усилий профессионального сообщества (в том числе журналистского сообщества, Интернет-сообщества), общественных объединений, других институтов гражданского общества, органов государственной власти в деятельности, направленной на формирование информационной среды, безопасной для здоровья и развития детей, и недопущение пропаганды жестокости, насилия, порнографии, суицидов, педофилии и других социальных девиаций в СМИ и иных средствах массовой коммуникации;

4) Формирование социальной ответственности журналистов, режиссеров, операторов, руководителей медиакомпаний, контент-провайдеров сетей Интернет и мобильной (сотовой) связи) по вопросам обеспечения информационной безопасности детей;

5) Недопущение незаконного разглашения персональных данных и иной конфиденциальной информации о ребенке, пресечение демонстрации детей и личных отношений с их участием в унижающей человеческое достоинство форме и предупреждение любого злоупотребления изображением и голосом ребенка в эротических целях;

6) Содействие принятию на добровольной основе профессиональными сообществами журналистов, телерадиовещателей, печатных СМИ, Интернет-провайдеров, провайдеров мобильной (сотовой) связи и иными профессиональными союзами этических кодексов и иных мер саморегулирования, направленных на защиту детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию;

7) Содействие созданию и развитию эффективных форм общественного контроля за соблюдением прав детей на информационную безопасность с привлечением родительских и иных общественных объединений, в том числе посредством мониторинга федеральных и региональных СМИ, печатной и аудиовизуальной информационной продукции для детей (в том числе электронных игр), а также информации, распространяемой с использованием публичных зрелищных мероприятий, сети Интернет и мобильной (сотовой) связи;

8) Совершенствование системы государственной поддержки производства и распространения информационной продукции для детей, способствующей их надлежащему воспитанию и гармоничному развитию.

Основные принципы Кампании:

1) Приоритетность прав и законных интересов ребенка в информационной сфере (в том числе права на охрану здоровья и обеспечение полноценного физического, психического, духовного и нравственного развития), перед правами и законными интересами авторов, производителей и распространителей информационной продукции;

2) Допустимости и правомерности ограничения прав и свобод физических и юридических лиц (в том числе свободы слова, свободы творчества, свободы распространения информации и свободы предпринимательства), в случаях, когда их осуществление нарушает права и законные интересы детей или представляет угрозу здоровью или нравственности других лиц;

3) Допустимости ограничения прав и свобод ребенка в информационной сфере (включая право свободно выражать свое мнение, свободу искать, получать, передавать информацию и идеи любого рода) в случаях, когда пользование ими может причинить вред самому ребенку, его нравственности, здоровью и нормальному развитию, либо нанести ущерб правам и репутации других лиц, интересам охраны государственной безопасности или общественного порядка, здоровью или нравственности населения;

4) Недопустимости цензуры средств массовой информации;

5) Признания свободы выбора и доступа совершеннолетних лиц к любой информации, распространение которой не запрещено законодательством Российской Федерации, в том числе к информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей, при условии применения административных, технических, программных средств или иных способов недопущения доступа к ней детей;

6) Недопустимости унижения человеческого достоинства, нарушения прав и основных свобод других людей, особенно несовершеннолетних, в процессе свободного распространения информации с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сети Интернет) и мобильной (сотовой) связи;

7) Учета исторических и иных традиций и культурных ценностей общества и государства при формировании государственной информационной политики в сфере обеспечения информационной безопасности детей;

8) Государственной поддержки производства и распространения информационной продукции для детей, способствующей их надлежащему воспитанию и полноценному развитию, и поощрения производителей и распространителей информационной продукции, содействующих защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию;

9) Частно-государственного партнерства при организации деятельности в сфере обеспечения информационной безопасности детей.Всероссийский характер Кампании предполагает максимальный охват целевых аудиторий во всех субъектах Российской Федерации с привлечением ресурсов федеральных СМИ (будь то социальная реклама или PR) и информационных спонсоров-партнеров, которые на постоянной основе могли бы осуществлять информационную поддержку проекта.

Приложение № 2

к письму департамента образования,

науки и молодежной политики Воронежской области

от 30.12.2013 г. № 80-01-09/8713

 

Утверждаю:

Первый заместитель председателя

правительства Воронежской области

______________ В.Б. Попов

 

План

проведения в Воронежской области Всероссийской информационной кампании против насилия и жестокости в СМИ и других средствах массовой коммуникации (2013-2014 г.г.)

п/п

Мероприятия

Сроки исполнения

Исполнители

1.

Мероприятия по организации запуска в Воронежской области Всероссийской информационной кампании против насилия и жестокости в СМИ и других средствах массовой коммуникации

1.1

Размещение информации о запуске и проведении Всероссийской информационной кампании на информационных сайтах

2013

Управление Роскомнадзора по Воронежской области, департамент образования, науки и молодежной политики области, департамент здравоохранения области, департамент связи и массовых коммуникаций области, управление по взаимодействию со СМИ и административной работе области, уполномоченный по правам ребенка при губернаторе Воронежской области,

2.

Мероприятия Всероссийской информационной кампании в Воронежской области

2.1

Проведение круглых столов с участием представителей НКО, СМИ, уполномоченного по правам ребенка при губернаторе Воронежской области по актуальным проблемам практики применения Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»

2013, 2014

Управление Роскомнадзора по Воронежской области, ГУ МВД России по Воронежской области, департамент образования, науки и молодежной политики области, департамент здравоохранения области, департамент связи и массовых коммуникаций области, управление по взаимодействию со СМИ и административной работе области, уполномоченный по правам ребенка при губернаторе Воронежской области

2.2

Разработка социального проекта «Повышение медиаграмотности детей и подростков»

До апреля 2014

Департамент образования, науки и молодежной политики области, департамент связи и массовых коммуникаций области, уполномоченный по правам ребенка при губернаторе Воронежской области, при участии Управления Роскомнадзора по Воронежской области.

2.3

Организация специальных тематических мероприятий (конкурсов, игр, викторин и пр.) по ознакомлению несовершеннолетних с основами информационной безопасности детей («Основы медиабезопасности») в детских учреждениях отдыха и оздоровления

I-II кв.

2014

Департамент образования, науки и молодежной политики области, департамент связи и массовых коммуникаций области, уполномоченный по правам ребенка при губернаторе Воронежской области, при участии Управления Роскомнадзора по Воронежской области.

2.4

Организация проведения занятий для детей, их родителей и воспитателей по основам информационной безопасности детей («основы медиабезопасности») в организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, среднего профессионального образования, дополнительного образования детей

Март, октябрь 2014

Департамент образования, науки и молодежной политики области, департамент связи и массовых коммуникаций области, уполномоченный по правам ребенка при губернаторе Воронежской области, при участии Управления Роскомнадзора по Воронежской области

2.5

Организация проведения занятий по основам информационной безопасности детей («основы медиабезопасности») в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организациях, осуществляющих лечение, оздоровление и (или) отдых детей, организациях, осуществляющих социальное обслуживание детей и других организациях, осуществляющих обучение несовершеннолетних

IV кв.

2013

 

IV кв.

2014

Департамент образования, науки и молодежной политики области, департамент связи и массовых коммуникаций области, уполномоченный по правам ребенка при губернаторе Воронежской области, при участии Управления Роскомнадзора по Воронежской области (в части разработки методических рекомендаций и учебно-методических материалов)

2.6

Организация обеспечения учреждений общего и среднего профессионального образования, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организаций, осуществляющих лечение, оздоровление и (или) отдых детей, организации, осуществляющие социальное обслуживание детей и иных организаций, осуществляющих обучение несовершеннолетних, современными программно-техническими средствами (сетевыми экранами (фильтрами), исключающими доступ обучающихся и воспитанников к ресурсам сети Интернет, несовместимыми с задачами воспитания.

IV кв.

2013 –

-I кв.

2014

Департамент образования, науки и молодежной политики области, департамент связи и массовых коммуникаций области, при участии Управления Роскомнадзора по Воронежской области

2.7

Организация «горячей линии» по вопросам нарушений законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, на информационных сайтах

IV кв.

2013

Департамент образования, науки и молодежной политики области, департамент здравоохранения области, ГУ МВД России по Воронежской области, управление Росздравнадзора по Воронежской области, департамент связи и массовых коммуникаций области, управление по взаимодействию со СМИ и административной работе области, управление Роскомнадзора по Воронежской области, управление Роспотребнадзора по Воронежской области, ГУ МВД России по Воронежской области, уполномоченный по правам ребенка при губернаторе Воронежской области

2.8

Организация изготовления и распространения социальной рекламы в рекламных блоках печатных средств массовой информации, Интернета, радио, телевидения в рамках реализации квартальных планов рекламно-информационных кампаний социальной направленности

IV кв.

2013 -

-I кв.

2014

Департамент образования, науки и молодежной политики области, департамент связи и массовых коммуникаций областиуправление по взаимодействию со СМИ и административной работе области

2.9

Организация и проведение в учреждениях общего и среднего профессионального образования, учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

1) конкурса детского рассказа и рисунка «Телевизор – мой друг, телевизор – мой враг»

2) конкурса «Открытого письма телевещателям»

3) конкурса детских СМИ

Март, октябрь 2014

Департамент образования, науки и молодежной политики области, департамент связи и массовых коммуникаций области, управление по взаимодействию со СМИ и административной работе, при участии уполномоченного по правам ребенка при губернаторе Воронежской области, управления Роскомнадзора по Воронежской области (в части методического сопровождения)

2.10

Организация и проведение общешкольных тематических родительских собраний «Как защитить ребенка от негативного контента в СМИ и Интернете»

Февраль, сентябрь

2014

Департамент образования, науки и молодежной политики области

2.11

Размещение в региональных СМИ популярных материалов по основам информационной безопасности (медиабезопасности) детей

Постоянно

Департамент образования, науки и молодежной политики области, департамент связи и массовых коммуникаций области, управление по взаимодействию со СМИ и административной работе области, уполномоченный по правам ребенка при губернаторе Воронежской области, управление Роскомнадзора по Воронежской области

3.

Информационное и научно – методическое обеспечение Всероссийской информационной кампании

3.1

Изготовление и подготовка для размещения в интернет-СМИ, теле- и радиоэфире видео- и аудиороликов социальной рекламы по вопросам информационной безопасности детей

Ежеквартально 2014

Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области, управление Роскомнадзора по Воронежской области, управление по взаимодействию со СМИ и административной работе области

4.

Заключительный этап Всероссийской информационной кампании

4.1

Разработка предложений по совершенствованию нормативных правовых актов Воронежской области в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию

I полугодие 2014

Департамент образования, науки и молодежной политики области, департамент здравоохранения области, управление Росздравнадзора по Воронежской области, управление Роскомнадзора по Воронежской области, ГУ МВД России по Воронежской области, департамент связи и массовых коммуникаций области, уполномоченный по правам ребенка при губернаторе Воронежской области

4.2

Организация и проведение Форума с участием представителей профессионального журналистского и медиасообщества, специалистов в области образования, воспитания, охраны здоровья несовершеннолетних, информационной безопасности детей, общественных объединений и религиозных организаций

Июнь

2014

Департамент образования, науки и молодежной политики области, департамент здравоохранения области,департамент связи и массовых коммуникаций области, управление по взаимодействию со СМИ и административной работе области,уполномоченный по правам ребенка при губернаторе Воронежской области,управление Росздравнадзора по Воронежской области, управление Роскомнадзора по Воронежской области, ГУ МВД России по Воронежской области,

 

 

 

Приложение № 3

к письму департамента образования,

науки и молодежной политики Воронежской области

от 30.12.2013 г. № 80-01-09/8713

 

Безопасность ребенка в Интернете (Памятка родителям).

 

Современные дети значительно отличаются от детей не только прошедшего столетия, но и последних десятилетий. Теперь дети стали реже гулять, меньше общаться со сверстниками, предпочитая виртуальных друзей. Привычные возгласы мам "Опять на улицу собрался?!" сменились не меньшими по эмоциям "Опять в Интернете сидишь?!". К сожалению, это реалии времени, с которыми необходимо считаться. Интернет все больше вторгается в нашу жизнь. И дети начинают с ним знакомство порой в очень раннем возрасте.
Виртуальное пространство – увлекательный мир, его возможности безграничны. Но Сеть таит в себе много опасностей, неискушенное чадо может быть очень легко обмануто, его доверие несложно завоевать посредством Интернета даже при помощи обычной переписки. Этим, как правило, и пользуются киберпреступники. Чтобы обезопасить юного пользователя от возможных бед, надо провести подробный инструктаж перед тем, как он начнет осваивать киберпространство.
Первое. Расскажите ребенку,  что представляет собой Интернет-пространство, чем полезен Интернет, что можно там найти интересного и что негативного можно встретить. Лучше представить виртуальную сеть как помощника в поиске информации или как средство образования, а не как возможность для развлечений и удовольствий, чтобы ребенок не просиживал все свободное время в сети, а правильно распределял его по необходимости.
Второе. Договоритесь с ребенком, сколько времени он будет проводить в сети. Для каждого возраста должно быть свое время – чем старше ребенок, тем больше он может находиться в сети, но определенные рамки все равно должны сохраняться. Десятилетнему ребенку достаточно и 30 минут. Можно создать список домашних правил пользования Интернетом, где будет указан перечень сайтов, которые можно посещать, информация о защите личных данных, этика поведения в сети и прочее.
Третье. Предупредите свое чадо о том, что в сети он может столкнуться с запрещенной информацией и злоумышленниками. Речь идет о насилии, наркотиках, порнографии, страницах с националистической или откровенно фашистской идеологией. Ведь все это доступно в Интернете без ограничений. Часто случается так, что просмотр подобной информации даже не зависит от ребенка – на многих сайтах отображаются всплывающие окна, содержащие любую информацию, чаще всего порнографического характера. При столкновении с негативным контентом ребенок обязательно должен рассказать об этом родителям.
Четвертое. Приучите детей к конфиденциальности. Если на сайте необходимо, чтобы ребенок ввел имя, помогите ему придумать псевдоним, не раскрывающий никакой личной информации. Расскажите детям о том, что нельзя сообщать какую-либо информацию о своей семье – делиться проблемами, рассказывать о членах семьи, о материальном состоянии, сообщать адрес.
Пятое. Беседуйте с детьми об их виртуальных друзьях и о том, чем они занимаются так, как если бы речь шла о друзьях в реальной жизни. Часто педофилы регистрируются на детских сайтах, вступают в переписку с ребенком, общаются длительное время - все это для определенной цели –завоевать доверие ребенка и добиться встречи с ним. Каковы могут быть последствия встречи, догадаться несложно. Приучите детей рассказывать о встречах в реальной жизни.  Если ребенок хочет встретиться с другом, он обязательно должен сообщить об этом взрослым.
Шестое. Расскажите о мошенничествах в сети - розыгрышах, лотереях, тестах, чтобы ребенок никогда, без ведома взрослых, не отправлял СМС, чтобы узнать какую-либо информацию из Интернета.
Седьмое. Объясните детям, что никогда не следует отвечать на мгновенные сообщения или письма по электронной почте, поступившие от незнакомцев. Если ребенка что-то пугает, настораживает или кто-то угрожает в переписке, в письме, он обязательно должен сообщить об этом взрослым.
Ознакомьте ваше чадо с этими простыми правилами, и он будет иметь представление о том, с чем может столкнуться в Интернете, и будет знать, как вести себя в этом случае. Если ребенок будет вам доверять и рассказывать все, что впечатлило его в сети, с кем он познакомился, вы сможете избежать очень серьезных бед, таких как похищение ребенка посредством сети и сексуальная эксплуатация детей. Но не переборщите – не надо запугивать ребенка Интернетом, говорить, что это очень опасная и страшная штука, но ей надо уметь пользоваться. Ребенок должен усвоить мысль, что Интернет – это друг, и если правильно с ним «дружить», можно извлечь из этого очень много пользы. А правильно «дружить» с ним научить может только взрослый. Так что все карты вам в руки.

   

 

  ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ ПО БЕЗОПАСНОСТИ РАБОТЫ ДЕТЕЙ В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ НА РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ (по материалам В.Ф. Безмалого)

Всё большее количество детей получает возможность работать в Интернете. На сегодняшний день он предоставляет огромное количество неконтролируемой информации. В связи с тем, что возраст, в котором человек начинает работать с Интернетом, становится все моложе, возникает проблема обеспечения безопасности детей. А кто им может в этом помочь, если не их родители и взрослые? Следует понимать, что подключаясь к сети Интернет, ваш ребенок встречается с целым рядом угроз, о которых он может даже и не подозревать. Объяснить ему это обязаны родители перед тем, как разрешить ему выход в Интернет.

Какие угрозы встречаются наиболее часто? Прежде всего, следующие:

· доступ к нежелательному содержимому. Ведь сегодня дела обстоят таким образом, что любой ребенок, выходящий в Интернет, может просматривать любые материалы. А это насилие, наркотики порнография, страницы подталкивающие молодежь к самоубийствам, анорексии (отказ от приема пищи), убийствам, страницы с националистической или откровенно фашистской идеологией и многое-многое другое. Ведь все это доступно в Интернете без ограничений. Часто бывает так, что просмотр этих страниц даже не зависит от ребенка, ведь на многих сайтах отображаются всплывающие окна, содержащие любую информацию, чаще всего порнографического характера;

· контакты с незнакомыми людьми с помощью чатов или электронной почты. Все чаще и чаще злоумышленники используют эти каналы для того, чтобы заставить детей выдать личную информацию. В других случаях это могут быть педофилы, которые ищут новые жертвы. Выдавая себя за сверстника жертвы, они могут выведывать личную информацию и искать личной встречи.

 

Рекомендации
по безопасности использования сети Интернет детьми

1. Посещайте Интернет вместе с детьми. Поощряйте ваших детей делиться с вами их успехами и неудачами в деле освоения Интернета.

2. Объясните детям, что если в Интернете что-либо беспокоит их, то им следует не скрывать этого, а поделиться с вами своим беспокойством.

3. Объясните ребенку, что при общении в чатах, использовании программ мгновенного обмена сообщениями (типа ICQ, Microsoft Messenger и т.д.), использовании Online-игр и других ситуациях, требующих регистрации, нельзя использовать реальное имя, помогите вашему ребенку выбрать регистрационное имя, не содержащее никакой личной информации.

4. Объясните ребенку, что нельзя выдавать свои личные данные, такие как домашний адрес, номер телефона и любую другую личную информацию, например, номер школы, класс, любимое место прогулки, время возвращения домой, место работы отца или матери и т.д.

5. Объясните своему ребенку, что в реальной жизни и в Интернете нет разницы между неправильными и правильными поступками.

6. Научите ваших детей уважать собеседников в Интернете. Убедитесь, что они понимают, что правила хорошего тона действуют одинаково в Интернете и в реальной жизни.

7. Скажите им, что никогда не стоит встречаться с друзьями из Интернета. Ведь люди могут оказаться совсем не теми, за кого себя выдают.

8. Объясните детям, что далеко не все, что они могут прочесть или увидеть в интернет-пространстве – правда. Приучите их спрашивать о том, в чем они не уверены.

9. Не забывайте контролировать детей в Интернете с помощью специального программного обеспечения. Это поможет вам отфильтровывать вредоносное содержание, выяснить, какие сайты на самом деле посещает ваш ребенок и что он там делает.

Как научить детей отличать правду ото лжи в интернет-пространстве?

Начните, когда ваш ребенок еще достаточно мал. Ведь сегодня даже дошкольники уже успешно используют сеть Интернет, а значит нужно, как можно раньше научить их отделять правду ото лжи.

Никто не будет контролировать, насколько правдива размещенная там информация. Научите ребенка проверять все то, что он видит в Интернете.

Как это объяснить?

Не забывайте спрашивать ребенка об увиденном в Интернете. Например, начните с расспросов, для чего служит тот или иной сайт.

Убедитесь, что ваш ребенок может самостоятельно проверить прочитанную в Интернете информацию по другим источникам (по другим сайтам, газетам или журналам). Приучите вашего ребенка советоваться с вами. Не отмахивайтесь от их детских проблем.

Поощряйте ваших детей использовать различные источники, такие как библиотеки или подарите им энциклопедию на диске, например, "Энциклопедию Кирилла и Мефодия" или Microsoft Encarta. Это поможет научить вашего ребенка использовать сторонние источники информации.

Научите ребенка пользоваться поиском в Интернете. Покажите, как использовать различные поисковые машины для осуществления поиска.

Объясните вашим детям, что такое расизм, фашизм, межнациональная и религиозная вражда. Несмотря на то, что некоторые подобные материалы можно заблокировать с помощью специальных программных фильтров, не стоит надеяться на то, что вам удастся отфильтровать все подобные сайты.

Семейное соглашение о работе в Интернете.

Если ваши дети хотят посещать Интернет, вам следует выработать вместе с ними соглашение по использованию Интернета. Учтите, что в нем вы должны однозначно описать права и обязанности каждого члена вашей семьи. Не забудьте четко сформулировать ответы на следующие вопросы:

Какие сайты могут посещать ваши дети и что они могут там делать?

Сколько времени дети могут проводить в Интернете?

Что делать, если ваших детей что-то беспокоит при посещении Интернета?

Как защитить личные данные?

Как следить за безопасностью?

Как вести себя вежливо?

Как пользоваться чатами, группами новостей и службами мгновенных сообщений?

Не забудьте, что формально составленное соглашение не будет выполняться! Регулярно, по мере необходимости, вносите изменения в данное соглашение. Не забывайте, что вы должны проверять выполнение соглашения вашими детьми.

Научите вашего ребенка использовать службу мгновенных сообщений.

При использовании службы мгновенных сообщений напомните вашему ребенку некоторые несложные правила безопасности:

никогда не заполняйте графы, относящиеся к личным данным, ведь просмотреть их может каждый;

никогда не общайтесь в Интернете с незнакомыми людьми;

регулярно проверяйте список контактов своих детей, чтобы убедиться, что они знают всех, с кем они общаются;

внимательно проверяйте запросы на включение в список новых друзей. Помните, что в Интернете человек может оказаться не тем, за кого он себя выдает;

не следует использовать систему мгновенных сообщений для распространения слухов или сплетен.

Родителям не стоит надеяться на тайную слежку за службами мгновенных сообщений, которыми пользуются дети. Гораздо проще использовать доброжелательные отношения с вашими детьми.

Может ли ваш ребенок стать интернет-зависимым?

Не забывайте, что Интернет это замечательное средство общения, особенно для стеснительных, испытывающих сложности в общении детей. Ведь ни возраст, ни внешность, ни физические данные здесь не имеют ни малейшего значения. Однако этот путь ведет к формированию интернет-зависимости. Осознать данную проблему весьма сложно до тех пор, пока она не становится очень серьезной. Да и, кроме того, факт наличия такой болезни как интернет-зависимость не всегда признается. Что же делать?

 Советы по безопасности для детей разного возраста.

Как показали исследования, проводимые в сети Интернет, наиболее растущим сегментом пользователей Интернета являются дошкольники.

В этом возрасте взрослые будут играть определяющую роль в обучении детей безопасному использованию Интернета.

Что могут делать дети в возрасте 5–6 лет?

Для детей такого возраста характерен положительный взгляд на мир. Они гордятся своим умением читать и считать, а также любят делиться своими идеями.

Несмотря на то, что дети в этом возрасте очень способны в использовании игр и работе с мышью, все же они сильно зависят от вас при поиске детских сайтов. Как им помочь делать это безопасно?

В таком возрасте желательно работать в Интернете только в присутствии родителей.

Обязательно объясните вашему ребенку, что общение в Интернет – это не реальная жизнь, а своего рода игра. При этом постарайтесь направить его усилия на познание мира.

Добавьте детские сайты в раздел Избранное. Создайте там папку для сайтов, которые посещают ваши дети.

Используйте специальные детские поисковые машины, типа MSN Kids Search (http://search.msn.com/kids/default.aspx?FORM=YCHM).

Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю.

Научите вашего ребенка никогда не выдавать в Интернете информацию о себе и своей семье.

Приучите вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернетом.

Ваши дети растут, а, следовательно, меняются их интересы.

Возраст от 7 до 8 лет.

Как считают психологи, для детей этого возраста абсолютно естественно желание выяснить, что они могут себе позволить делать без разрешения родителей. В результате, находясь в Интернете ребенок будет пытаться посетить те или иные сайты, а возможно и чаты, разрешение на посещение которых он не получил бы от родителей.

Поэтому в данном возрасте особенно полезны будут те отчеты, которые вам предоставит Родительский контроль или то, что вы сможете увидеть во временных файлах интернет-папки: \Users\User\AppData\
Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files (в операционной системе Windows Vista).

В результате, у вашего ребенка не будет ощущения, что вы глядите ему через плечо на экран, однако, вы будете по-прежнему знать, какие сайты посещает ваш ребенок.

Стоит понимать, что дети в данном возрасте обладают сильным чувством семьи, они доверчивы и не сомневаются в авторитетах. Дети этого возраста любят играть в сетевые игры и путешествовать по Интернету. Вполне возможно, что они используют электронную почту и могут заходить на сайты и чаты, не рекомендованные родителями.

По поводу использования электронной почты хотелось бы заметить, что в данном возрасте рекомендуется не разрешать иметь свой собственный электронный почтовый ящик, а пользоваться семейным, чтобы родители могли контролировать переписку. Помочь вам запретить ребенку использовать внешние бесплатные ящики сможет такое программное обеспечение, как Kaspersky Internet Security версии 7.0 со встроенным родительским контролем.

Что можно посоветовать в плане безопасности в таком возрасте?

Создайте список домашних правил посещения Интернета при участии детей и требуйте его выполнения.

Требуйте от вашего ребенка соблюдения временных норм нахождения за компьютером.

Покажите ребенку, что вы наблюдаете за ним не потому что вам это хочется, а потому что вы беспокоитесь о его безопасности и всегда готовы ему помочь.

Приучите детей, что они должны посещать только те сайты, которые вы разрешили, т.е. создайте им так называемый "белый" список Интернета с помощью средств Родительского контроля. Как это сделать, мы поговорим позднее.

Компьютер с подключением к Интернету должен находиться в общей комнате под присмотром родителей.

Используйте специальные детские поисковые машины, типа MSN Kids Search (http://search.msn.com/kids/default.aspx?FORM=YCHM ).

Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю.

Создайте семейный электронный ящик, чтобы не позволять детям иметь собственные адреса.

Блокируйте доступ к сайтам с бесплатными почтовыми ящиками с помощью соответствующего ПО.

Приучите детей советоваться с вами перед опубликованием какой-либо информации средствами электронной почты, чатов, регистрационных форм и профилей.

Приучите детей не загружать файлы, программы или музыку без вашего согласия.

Используйте фильтры электронной почты для блокирования сообщений от конкретных людей или содержащих определенные слова или фразы. Подробнее о таких фильтрах http://www.microsoft.com/rus/athome/
security/email/fightspam.mspx
.

Не разрешайте детям использовать службы мгновенного обмена сообщениями.

В "белый" список сайтов, разрешенных для посещения, вносите только сайты с хорошей репутацией.

Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернете, как если бы речь шла о друзьях в реальной жизни.

Не делайте "табу" из вопросов половой жизни, так как в Интернете дети могут легко наткнуться на порнографию или сайты "для взрослых".

Приучите вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернетом. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам о своих угрозах или тревогах. Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях.

Возраст от 9–12 лет.

В данном возрасте дети, как правило, уже наслышаны о том, какая информация существует в Интернет. Совершенно нормально, что они хотят это увидеть, прочесть, услышать. При этом нужно помнить, что доступ к нежелательным материалам можно легко заблокировать при помощи средств Родительского контроля.

Советы по безопасности в этом возрасте.

Создайте список домашних правил посещения Интернета при участии детей и требуйте его выполнения.

Требуйте от вашего ребенка соблюдения временных норм нахождения за компьютером.

Покажите ребенку, что вы наблюдаете за ним не потому, что вам это хочется, а потому что вы беспокоитесь о его безопасности и всегда готовы ему помочь.

Компьютер с подключением к Интернету должен находиться в общей комнате под присмотром родителей.

Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю.

Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернете.

Настаивайте, чтобы дети никогда не соглашались на личные встречи с друзьями по Интернету.

Позволяйте детям заходить только на сайты из "белого" списка, который создайте вместе с ними.

Приучите детей никогда не выдавать личную информацию средствами электронной почты, чатов, систем мгновенного обмена сообщениями, регистрационных форм, личных профилей и при регистрации на конкурсы в Интернете.

Приучите детей не загружать программы без вашего разрешения. Объясните им, что они могут случайно загрузить вирусы или другое нежелательное программное обеспечение.

Создайте вашему ребенку ограниченную учетную запись для работы на компьютере.

Приучите вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернетом. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам о своих угрозах или тревогах. Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях.

Расскажите детям о порнографии в Интернете.

Настаивайте на том, чтобы дети предоставляли вам доступ к своей электронной почте, чтобы вы убедились, что они не общаются с незнакомцами.

Объясните детям, что нельзя использовать сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз.

13–17 лет.

В данном возрасте родителям часто уже весьма сложно контролировать своих детей, так как об Интернете они уже знают значительно больше своих родителей. Тем не менее, особенно важно строго соблюдать правила интернет-безопасности – соглашение между родителями и детьми. Кроме того, необходимо как можно чаще просматривать отчеты о деятельности детей в Интернете. Следует обратить внимание на необходимость содержания родительских паролей (паролей администраторов) в строгом секрете и обратить внимание на строгость этих паролей.

В 13–17 лет подростки активно используют поисковые машины, пользуются электронной почтой, службами мгновенного обмена сообщениями, скачивают музыку и фильмы. Мальчикам больше по нраву сметать все ограничения, они жаждут грубого юмора, азартных игр, картинок "для взрослых". Девочки предпочитают общаться в чатах, при этом они гораздо боле чувствительны к сексуальным домогательствам в Интернете.

Советы по безопасности в этом возрасте.

Создайте список домашних правил посещения Интернета при участии подростков и требуйте безусловного его выполнения. Укажите список запрещенных сайтов ("черный список"), часы работы в Интернете, руководство по общению в Интернете (в том числе в чатах).

Компьютер с подключением к Интернету должен находиться в общей комнате; часы работы в Интернете могут быть легко настроены при помощи средств Родительского контроля.

Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернете, о том, чем они заняты таким образом, будто речь идет о друзьях в реальной жизни. Спрашивайте о людях, с которыми дети общаются посредством служб мгновенного обмена сообщениями, чтобы убедиться, что эти люди им знакомы.

Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю.

Необходимо знать, какими чатами пользуются ваши дети. Поощряйте использование модерируемых чатов и настаивайте, чтобы дети не общались в приватном режиме.

Настаивайте на том, чтобы дети никогда не встречались лично с друзьями из Интернета.

Приучите детей никогда не выдавать личную информацию средствами электронной почты, чатов, систем мгновенного обмена сообщениями, регистрационных форм, личных профилей и при регистрации на конкурсы в Интернете.

Приучите детей не загружать программы без вашего разрешения. Объясните им, что они могут случайно загрузить вирусы или другое нежелательное программное обеспечение.

Приучите вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернетом. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам, если сами рассказали вам о своих угрозах или тревогах. Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях.

Расскажите детям о порнографии в Интернете.

Помогите им защититься от спама. Научите подростков не выдавать в Интернет своего электронного адреса, не отвечать на нежелательные письма и использовать специальные почтовые фильтры.

Приучите себя знакомиться с сайтами, которые посещают подростки.

Объясните детям, что ни в коем случае нельзя использовать сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз другим людям.

Обсудите с подростками проблемы сетевых азартных игр и их возможный риск. Напомните, что дети не могут играть в эти игры согласно закону.

Как проводить Родительский контроль над поведением детей в Интернете?

Обеспечивать родительский контроль в Интернете можно с помощью различного программного обеспечения, например, Родительский контроль в Windows Vista, средства Родительского контроля, встроенные в Kaspersky Internet Security.

 

 

 

Приложение № 4

к письму департамента образования,

науки и молодежной политики Воронежской области

от 30.12.2013 г. № 80-01-09/8713

 

О горячей линии

ВНИМАНИЕ! Работает горячая линия по вопросу нарушения законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию

В Управлении Роскомнадзора по Воронежской области по вопросу нарушения Законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию на информационных сайтах, зарегистрированных в качестве средства массовой информации организована горячая линия.

Тел.: (473) 252 28 60; адрес электронной почты: rsoc36@rsoc.ru,

адрес Управления: г. Воронеж, ул. Куцыгина, д. 29 а.

Часы работы понедельник - пятница с 09.00 до 17.00.

Ответственный: главный специалист-эксперт Фролова М.В.

 

 

 

 

Приложение № 5

к письму департамента образования,

науки и молодежной политики Воронежской области

от 30.12.2013 г. № 80-01-09/8713

 

Рекомендации по применению Федерального закона от 29.12.2010 № 436-Ф№ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»

 

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в том числе от такой информации, содержащейся в информационной продукции.

Данные рекомендации по применению средствами массовой настоящего Федерального закона подготовлены с учетом обсуждений, прошедших в Роскомнадзоре с участием представителей основных телеканалов, радиоканалов, периодических печатных изданий, сетевых изданий, операторов кабельных сетей и спутникового вещания.

  1. При осуществлении телевизионного вещания

Знак информационной продукции указывается для каждой программы, передачи, публикуемой в программах телепередач;

в транслируемых программах и передачах, классифицированных как

информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;

информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;

информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона);

в отдельных музыкальных видеоклипах, транслируемых вне рамок маркируемых тематических блоков или не соответствующих маркировке этих блоков в сторону более высоких возрастных ограничений.

Кроме того, в соответствии со ст. 27 Закона РФ «О средствах массовой информации» при каждом выходе в эфир телепрограмм они должны сопровождаться сообщением об ограничении их распространения, а также знаком информационной продукции в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Знак информационной продукции демонстрируется в углу кадра
и представляет собой:

применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, - цифру «6» со знаком «плюс»;

применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, - цифру «12» со знаком «плюс»;

применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, - цифру «16» со знаком «плюс»;

применительно к категории информационной продукции, запрещенной для детей, - цифру «18» со знаком «плюс».

Размер знака информационной продукции должен быть не менее размера логотипа телеканала.

Знак информационной продукции демонстрируется в начале трансляции каждой новой телепрограммы, телепередачи, а также при каждом возобновлении их трансляции (после прерывания рекламой
и (или) иной информацией).

Продолжительность демонстрации знака информационной продукции в начале трансляции телепрограммы, телепередачи, а также при каждом возобновлении их трансляции (после прерывания рекламой и (или) иной информацией) должна составлять не менее 8 секунд.

При демонстрации знака информационной продукции при телевещании такой знак не может накладываться на логотип телеканала, телепрограммы, телепередачи или иные знаки, маркировки, размещённые на информационной продукции, распространяемой посредством телевещания, а также накладываться на субтитры, надписи разъясняющего характера.

Знак информационной продукции, обозначающий её категорию,
в публикуемых программах телепередач должен соответствовать знаку информационной продукции, размещённому вещателем при телевещании.

Без знака информационной продукции могут транслироваться

Телепрограммы, телепередачи, транслируемые в эфире без предварительной записи;

информационная продукция, имеющая значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества.

Не подлежит распространению посредством телевещания с 7 часов до 21 часа по местному времени информационная продукция, предусмотренная пунктами 4 и 5 статьи 10 Федерального закона № 436-ФЗ, а именно, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани;

не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие оскорбительного характера изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера

Исключение составляют телепрограммы, доступ к просмотру которых осуществляется исключительно на платной основе с применением декодирующих технических устройств и демонстрацией соответствующего знака информационной продукции.

Информационная продукция, отнесенная производителем к информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, в которой не содержится информации, предусмотренной пунктами 4 и 5 статьи 10 Федерального закона № 436-ФЗ, и обозначенная знаком информационной продукции 16+ может распространяться без применения декодирующих технических устройств и вышеозначенных ограничений по времени ее распространения.

Не подлежит распространению посредством телевещания с 4 часов до 23 часов по местному времени информационная продукция, содержащая информацию побуждающую детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;

способную вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;

обосновывающую или оправдывающую допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающую осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

отрицающую семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;

оправдывающую противоправное поведение

Исключение составляют телепрограммы, доступ к просмотру которых осуществляется исключительно с применением декодирующих технических устройств и демонстрацией знака информационной продукции.

Информационная продукция, отнесенная производителем к информационной продукции, запрещенной для детей и обозначенная знаком информационной продукции 18+, не может распространяться без применения декодирующих устройств с 4 часов до 23 часов по местному времени.

При размещении анонсов или сообщений о распространении посредством телевещания информационной продукции, запрещенной для детей, не допускается использование фрагментов указанной информационной продукции, содержащей информацию, причиняющую вред здоровью и (или) развитию детей.

Анонсы телепрограмм, телепередач, содержащих информацию, причиняющую вред здоровью и (или) развитию детей должны сопровождать сообщением об этом посредством размещения в них соответствующего знака информационной продукции.

  1. При осуществлении радиовещания

Знак информационной продукции указывается

в публикуемых программах радиопередач для конкретной радиопередачи, должен соответствовать возрастной категории, указываемой в звуковом текстовом предупреждении к данной радиопередаче.

Сопровождение сообщением об ограничении распространения среди детей посредством радиовещания информационной продукции, осуществляется вещателем не реже четырех раз в сутки при непрерывном вещании вместе с иными выходными данными или при каждом выходе в эфир радиопрограммы, также с иными выходными данными.

Основанием для сопровождения радиопередачи сообщением об ограничении распространения среди детей посредством радиовещания информационной продукции, содержащей негативную информацию, являются сведения, полученные в результате классификации информационной продукции, осуществлённой вещателем, либо указанные производителем в сопроводительных документах на информационную продукцию.

Сообщение об ограничении распространения среди детей посредством радиовещания информационной продукции, содержащей негативную информацию, содержит в себе звуковое текстовое предупреждение:

применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, - «для детей старше шести лет»;

применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, - «для детей старше двенадцати лет»;

применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, - «для детей старше шестнадцати лет»;

применительно к категории информационной продукции, запрещенной для детей, - «запрещено для детей».

При сопровождении сообщением об ограничении распространения среди детей посредством радиовещания информационной продукции, содержащей негативную информацию, такое сообщение не может накладываться на звуковые сообщения, препятствующие восприятию текстового предупреждения.

Без знака информационной продукции могут транслироваться:

радиопрограммы, радиопередачи, транслируемые в эфире без предварительной записи;

информационная продукция, имеющая значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества.

Не подлежит распространению посредством радиовещания с 7 часов до 21 часа по местному времени Информационная продукция, предусмотренная пунктами 4 и 5 статьи 10 Федерального закона № 436-ФЗ, а именно, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани;

не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие оскорбительного характера описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением описания действий сексуального характера

Исключение составляют радиопрограммы, доступ к просмотру которых осуществляется исключительно на платной основе с применением декодирующих технических устройств и демонстрацией соответствующего знака информационной продукции.

Информационная продукция, отнесенная производителем к информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, в которой не содержится информации, предусмотренной пунктами 4 и 5 статьи 10 Федерального закона № 436-ФЗ, и обозначенная текстовым предупреждением в виде словосочетания «для детей старше 16 лет» может распространяться без применения декодирующих технических устройств и вышеозначенных ограничений по времени ее распространения.

Не подлежит распространению посредством радиовещания с 4 часов до 23 часов по местному времени информационная продукция, содержащая информацию

побуждающую детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;

способную вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;

обосновывающую или оправдывающую допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающую осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

отрицающую семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;

оправдывающую противоправное поведение

Исключение составляют радиопрограммы, доступ к которым осуществляется исключительно с применением декодирующих технических устройств и демонстрацией знака информационной продукции.

Информационная продукция, отнесенная производителем к информационной продукции, запрещенной для детей и обозначенная текстовым предупреждением в виде словосочетания «запрещено для детей», не может распространяться без применения декодирующих устройств с 4 часов до 23 часов по местному времени.

При размещении анонсов или сообщений о распространении посредством радиовещания информационной продукции, запрещенной для детей, не допускается использование фрагментов указанной информационной продукции, содержащей информацию, причиняющую вред здоровью и (или) развитию детей.

Анонсы радиопрограмм, радиопередач, содержащих информацию, причиняющую вред здоровью и (или) развитию детей должны сопровождать сообщением об этом посредством размещения в них соответствующего знака информационной продукции.

  1. При производстве и распространении периодических печатных изданий

Знак информационной продукции указывается на первой полосе периодического печатного издания и должен соответствовать самой старшей возрастной категорию информационной продукции, распространяемой в данном выпуске периодического печатного издания.

В соответствии со ст. 27 Закона РФ «О средствах массовой информации» каждый выпуск периодического печатного издания должен содержать знак информационной продукции в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Обозначение категории информационной продукции знаком информационной продукции и (или) текстовым предупреждением об ограничении распространения информационной продукции среди детей осуществляется с соблюдением требований настоящего Федерального закона ее производителем и (или) распространителем следующим образом:

применительно к категории информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, - в виде цифры «0» и знака «плюс»;

применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, - в виде цифры «6» и знака «плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «для детей старше шести лет»;

применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, - в виде цифры «12» и знака «плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «для детей старше 12 лет»;

применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, - в виде цифры «16» и знака «плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «для детей старше 16 лет»;

применительно к категории информационной продукции, запрещенной для детей, - в виде цифры «18» и знака «плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «запрещено для детей».

Знак информационной продукции по размеру не должен быть меньше логотипа издания или шрифтов, используемых на полосе, при этом шрифт знака информационной защиты по начертанию, цвету должен отличаться от основного шрифта и цветных подложек, используемых на первой полосе периодического печатного издания.

Выпуск и распространение периодических печатных изданий, специализирующихся на распространении информации общественно-политического или производственно-практического характера, допускается без размещения знака информационной продукции.

  1. При производстве и распространении сетевых изданий

Знак информационной продукции указывается на главной странице сетевого издания и должен соответствовать самой старшей возрастной категорию информационной продукции, распространяемой в данном выпуске.

Обозначение категории информационной продукции знаком информационной продукции и (или) текстовым предупреждением об ограничении распространения информационной продукции среди детей осуществляется с соблюдением требований настоящего Федерального закона ее производителем и (или) распространителем следующим образом:

применительно к категории информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, - в виде цифры «0» и знака «плюс»;

применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, - в виде цифры «6» и знака «плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «для детей старше шести лет»;

применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, - в виде цифры «12» и знака «плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «для детей старше 12 лет»;

применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, - в виде цифры «16» и знака «плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «для детей старше 16 лет»;

применительно к категории информационной продукции, запрещенной для детей, - в виде цифры «18» и знака «плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «запрещено для детей».

Знак информационной продукции должен располагаться в верхней части главной страницы, по размеру должен быть не меньше 75% от заголовка второго уровня или не меньше размеров шрифта основного текста с применением полужирного начертания, или не меньше 20% от основной информационной колонки. По цвету знак информационной продукции должен соответствовать или быть контрастным цвету заголовка издания.

Новостная лента знаком информационной продукции не маркируется.

Не маркируются комментарии и (или) сообщения, размещаемые по своему усмотрению читателями сетевого издания на сайте такого издания.

К зарегистрированным до 10 ноября 2011 года (до вступления в силу Федерального закона от 14 июля 2011 № 142-ФЗ) электронным периодическим изданиям, распространяемым в информационно-коммуникационной сети Интернет, применяются те же правила, что и к сетевым изданиям.

  1. При производстве электронных периодических изданий, распространяемых на электронных носителях

Знак информационной продукции указывается на обложке/футляре носителя и на самом носителе.

В остальном применяются те же правила, что и при производстве и распространении периодических печатных изданий.

При производстве и распространении продукции информационных агентств

Классификация информационной продукции информационного агентства распространяемой по подписке должна до начала ее оборота на территории Российской Федерации осуществляется ее производителем и (или) распространителем самостоятельно.

При распространении продукции информационного агентства в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети Интернет применяются

правила установленные для сетевых изданий.